
Об итогах проведения районного семинара-практикума учителей математики
по теме «Реализация обновлённых ФГОС и ФООП как приоритетных направлений в обучении математике»
В соответствии с планом работы районного методического объединения учителей математики основных и средних общеобразовательных школ Фатежского района на 2024-2025 учебный год 21 ноября 2024 года на базе МКОУ «Фатежская СОШ №1» был проведен районный семинар-практикум по теме «Реализация обновлённых ФГОС и ФООП как приоритетных направлений в обучении математике».
Открытые уроки и занятие внеурочной деятельности, проводимые в рамках семинара-практикума, были направлены на повышение профессионального мастерства учителей, распространение передового педагогического опыта, выявление мотивированных и одарённых учащихся в области математики, обеспечение преемственности между начальным и основным уровнями образования, укрепление сотрудничества между педагогами школ района.
В рамках районного семинара-практикума были проведены следующие открытые мероприятия:
№ п/п |
Содержание |
Ответственные |
1 |
Урок математики в 5б классе на тему «Делители и кратные» |
Емельянова О.Г., учитель математики первой квалификационной категории МКОУ «Фатежская СОШ №1» |
2 |
Урок алгебры в 9а классе на тему «Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое – второй степени» |
Машевская Л.Б., учитель математики первой квалификационной категории МКОУ «Фатежская СОШ №1» |
3 |
Занятие внеурочной деятельности «Занимательная математика» на тему «Комбинаторные задачи» в 4а классе |
Брежнева С.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ «Фатежская СОШ №1» |
4 |
Выступление на тему «Реализация обновлённых ФГОС и ФООП при обучении математике» |
Бильдина Е.Н., учитель математики и физики первой квалификационной категории МКОУ «Фатежская СОШ №1» |
С приветственным словом перед педагогами района выступила директор школы Соколова О.Т. Ольга Тольевна познакомила участников мероприятия с интересной историей школы, основными принципами работы коллектива педагогов и условиями обучения детей в МКОУ «Фатежская СОШ №1».
При подведении итогов участники семинара-практикума отметили, что математика занимает одно из важных мест среди учебных предметов в школе. В программе по математике учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в РФ. Предметом математики являются фундаментальные структуры нашего мира - пространственные формы и количественные соотношения. Математические знания обеспечивают понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретацию социальной, экономической, политической информации, дают возможность выполнять расчёты и составлять алгоритмы. Изучение математики формирует у обучающихся математический стиль мышления.
Высокую оценку коллег получил открытый урок алгебры в 9а классе на тему «Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое – второй степени», проведённый учителем математики первой квалификационной категории Машевской Л.Б. Урок был построен в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО и ФООП. Данный урок способствовал развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, познавательного интереса к математике с помощью разнообразных заданий на системы уравнений. В основу построения урока был положен объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы обучения. Людмила Борисовна умело использовала на уроке различные электронные и цифровые образовательные ресурсы. Проверка домашнего задания прошла в парах с использованием учащимися ноутбуков и образовательной платформы «Сдам ГИА». Плотность урока была достаточно высокая: решение заданий у доски с проверкой по графическому калькулятору Desmos , работа с презентацией и устный разбор хода решения каждой системы уравнений, взаимоконтроль и работа в парах. Учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока, активно предлагали способы выхода из сложившегося затруднения при возникновении проблемной ситуации. На этапе рефлексии каждый учащийся выбрал для себя подходящую пословицу, отражавшую его деятельность на уроке.
На уроке открытия нового знания по математике в 5б классе на тему «Делители и кратные» учитель математики первой квалификационной категории Емельянова О.Г., используя системно-деятельностный подход, активизировала познавательную деятельность учащихся и добивалась выполнения поставленных в ходе урока целей и задач. Пятиклассники показали способность нестандартно мыслить, быстро включаться в различные виды деятельности, сплоченно работать в группе, оказывая взаимопомощь. Одним из методических приёмов, которые использовала Оксана Геннадьевна, была игровая деятельность по заданиям образовательной платформы Учи.ру. Применение ИКТ и элементов проблемного обучения позволили учащимся наглядно и интерактивно представить информацию. В ходе урока Емельянова О.Г. направляла учащихся на правильное понимание изучаемого материала, учила точно формулировать определения и свойства чисел. Участники семинара-практикума отметили, что соблюдая общие требования к современному уроку, учитель имеет свою сложившуюся систему работы, которая даёт положительные результаты по формированию математической грамотности учащихся.
Открытое занятие внеурочной деятельности «Занимательная математика» на тему «Комбинаторные задачи» в 4а классе провела Брежнева С.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории. Учителя математики смогли сравнить методику преподавания данной темы в начальных классах и в 7 классе при изучении нового курса «Вероятность и статистика». На уроке было использовано большое разнообразие наглядного материала, мультимедийная презентация с изображением таблиц, графов, дерева возможных вариантов. Учащиеся самостоятельно сформулировали тему занятия, участвовали в выборе возможных способов решения комбинаторных задач. В игровой форме прошла групповая работа, которая способствовала развитию коммуникативных учебных действий учащихся и воспитанию взаимоконтроля. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. На протяжении всего урока учащиеся активно работали, отвечали на вопросы, с интересом выполняли задания. Данное занятие было направлено на решение вопроса по обеспечению преемственности в обучении математике. Участники семинара-практикума сделали вывод о необходимости взаимопосещения уроков между учителями начальной и основной школы.
На районном семинаре-практикуме выступила Бильдина Е.Н., учитель математики и физики первой квалификационной категории, которая поделилась опытом работы по теме «Реализация обновлённых ФГОС и ФООП при обучении математике». В своём выступлении Елена Николаевна отметила, что обновлённые ФГОС и ФООП ориентированы на развитие личностных качеств учащихся и усиление межпредметных связей. Акцент смещается с усвоения готовых знаний на формирование компетенций, критического мышления, креативности, способности к самообразованию и самореализации личности. Появилась возможность создания более персонолизированного образовательного процесса в результате учёта индивидуальных особенностей учащихся и построения ИОТ, широко используется дифференциация обучения. Проектная деятельность выступает как метод обучения и развития. Усилены взаимосвязи между различными предметами, интеграция знаний и умений. Возрастает потенциал для повышения качества образования за счёт использования новых методов и цифровых технологий.
На данном методическом мероприятии рассматривались также темы «Методические аспекты формирования учебных действий на уроках математики», «Исследовательские технологии обучения старшеклассников», «Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС ООО». Районный семинар-практикум прошёл плодотворно и получил высокую оценку коллег из основных и средних школ района.